Научить ребенка думать самому можно, лишь позволив ему это. Если постоянно бегать за ребенком как курица за яйцом, ничего хорошего из этого не выйдет. Секрет развития самостоятельного мышления у ребенка — не мешать ему. Конечно, придется набраться терпения и наблюдать как ребенок тщетно и долго попытается что-нибудь сделать. Однако во второй раз он уже как-то оптимизирует процесс своей деятельности, и будет действовать быстрее.
Помогать ребенку надо только в том случае, если он совсем не умеет что-то делать. Если же ему надо склеить коробочку на день рождения друга и его учили этому на уроках труда, пусть делает сам. Не поддавайтесь уговорам: «У тебя получится красивее, быстрее». Так ребенок быстро сядет вам на шею и не будет ничего делать сам. В данной ситуации важно объяснить ребенку, что все, что он делает, он делает для себя, умение что-то делать — его умение, оно ему пригодится. То, что он дарит, делает, показывает — результат его труда, это его лицо. Родительское «лицо» не всегда можно будет показать.
Когда ребенок научится читать, его можно с полной уверенностью отправить за ответом на вопрос в библиотеку или посоветовать открыть энциклопедию. Во-первых, так ребенок научится самостоятельно добывать информацию, во-вторых, в своих поисках может наткнуться на что-нибудь интересное, в-третьих, он приложит усилия к тому, чтобы найти ответ на свой вопрос. Самостоятельно добытая информация запоминается лучше, а родителям не придется напрягать извилины всякий раз, как только ребенок захочет что-то узнать.
Принципу самостоятельности можно придерживаться в любой деятельности. В школе обычно дети видят уже что-то «готовенькое». Дали типовую задачу — решай остальные так же, нарисовал учитель яблоко — повтори. Есть, конечно, задания на развитие внимания, однако не вся деятельность должна быть такого плана. Посоветуйте ребенку достать из рюкзака настоящее яблоко и срисовывать с него. Во-первых, задача усложнится. А во-вторых, ребенок внесет в свой рисунок что-то свое.
Главное, чему надо научить ребенка — думать самостоятельно. Это убережет его не только от совершения «типовых» детских ошибок, поможет избежать дурного влияния, но и существенно облегчит задачу и родителям.
Не давайте ребенку сразу ответ на заданный вопрос. Если он спрашивает, где лежит его свитер, как решить задачу, повремените немножко. Если ребенок в тупике, спросите, где он последний раз видел свой свитер, не положил ли он его в стирку, не забыл ли у приятеля. Если проблема в домашнем задании, поразмышляйте вместе с ребенком, задавайте ему наводящие вопросы, следуя алгоритму: что дано, по какому принципу надо решать.
Ребенок должен понимать, насколько ценным является его мнение. Главное, чтобы оно было аргументированным, чтобы ребенок мог его обосновать. Свое мнение формируется в результате долгих раздумий, собственного и чужого опыта. Помогать ребенку развивать самостоятельное мышление — воспитывать в нем думающую личность. Не бойтесь того, что ребенок может наломать дров. Если поощрять самостоятельность с ранних лет, он сам сможет разобраться с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Если вы видите, что ребенок изначально выбрал неверный путь решения какой-то задачи, не спешите его останавливать. Лучше спросите, почему он так решил. Может, он заметит ваши сомнения и по-новому обдумает ситуацию. В любом случае, негативный опыт — тоже опыт.
И все-таки, самостоятельное мышление не значит, что ребенок ни на кого не будет ориентироваться. В первую очередь, ориентироваться он будет именно на родителей. Поэтому, проповедуя самостоятельность и независимость мышления, родители сами должны быть «на уровне».
Помогать ребенку надо только в том случае, если он совсем не умеет что-то делать. Если же ему надо склеить коробочку на день рождения друга и его учили этому на уроках труда, пусть делает сам. Не поддавайтесь уговорам: «У тебя получится красивее, быстрее». Так ребенок быстро сядет вам на шею и не будет ничего делать сам. В данной ситуации важно объяснить ребенку, что все, что он делает, он делает для себя, умение что-то делать — его умение, оно ему пригодится. То, что он дарит, делает, показывает — результат его труда, это его лицо. Родительское «лицо» не всегда можно будет показать.
Когда ребенок научится читать, его можно с полной уверенностью отправить за ответом на вопрос в библиотеку или посоветовать открыть энциклопедию. Во-первых, так ребенок научится самостоятельно добывать информацию, во-вторых, в своих поисках может наткнуться на что-нибудь интересное, в-третьих, он приложит усилия к тому, чтобы найти ответ на свой вопрос. Самостоятельно добытая информация запоминается лучше, а родителям не придется напрягать извилины всякий раз, как только ребенок захочет что-то узнать.
Принципу самостоятельности можно придерживаться в любой деятельности. В школе обычно дети видят уже что-то «готовенькое». Дали типовую задачу — решай остальные так же, нарисовал учитель яблоко — повтори. Есть, конечно, задания на развитие внимания, однако не вся деятельность должна быть такого плана. Посоветуйте ребенку достать из рюкзака настоящее яблоко и срисовывать с него. Во-первых, задача усложнится. А во-вторых, ребенок внесет в свой рисунок что-то свое.
Главное, чему надо научить ребенка — думать самостоятельно. Это убережет его не только от совершения «типовых» детских ошибок, поможет избежать дурного влияния, но и существенно облегчит задачу и родителям.
Не давайте ребенку сразу ответ на заданный вопрос. Если он спрашивает, где лежит его свитер, как решить задачу, повремените немножко. Если ребенок в тупике, спросите, где он последний раз видел свой свитер, не положил ли он его в стирку, не забыл ли у приятеля. Если проблема в домашнем задании, поразмышляйте вместе с ребенком, задавайте ему наводящие вопросы, следуя алгоритму: что дано, по какому принципу надо решать.
Ребенок должен понимать, насколько ценным является его мнение. Главное, чтобы оно было аргументированным, чтобы ребенок мог его обосновать. Свое мнение формируется в результате долгих раздумий, собственного и чужого опыта. Помогать ребенку развивать самостоятельное мышление — воспитывать в нем думающую личность. Не бойтесь того, что ребенок может наломать дров. Если поощрять самостоятельность с ранних лет, он сам сможет разобраться с тем, что такое хорошо и что такое плохо. Если вы видите, что ребенок изначально выбрал неверный путь решения какой-то задачи, не спешите его останавливать. Лучше спросите, почему он так решил. Может, он заметит ваши сомнения и по-новому обдумает ситуацию. В любом случае, негативный опыт — тоже опыт.
И все-таки, самостоятельное мышление не значит, что ребенок ни на кого не будет ориентироваться. В первую очередь, ориентироваться он будет именно на родителей. Поэтому, проповедуя самостоятельность и независимость мышления, родители сами должны быть «на уровне».
https://tinyurl.com/ycq879zj — bay in site - https://vk.com/spartagen_potencija
Комментарии
Отправить комментарий